Русский язык и литература

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

с.Малые Ягуры

 

Русский язык и литература

 

 

Памятка одиннадцатикласснику

«Как написать сочинение-рассуждение?»

 Этапы работы по подготовке к написанию сочинения:

1) ознакомление с требованиями к сочинению и критериями его проверки;

2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:

а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;

б) комментарий, виды комментария, способ оформления;

в) выявление позиции автора и способы её оформления;

г) аргументация собственной позиции;

3) работа над композицией сочинения;

4) написание и проверка сочинений по  критериям оценивания.

План сочинения-рассуждения:

      1. Проблема текста, её комментарий с опорой на текст;

      2. Сюжет текста и позиция автора;

      3. Аргументация собственной позиции (2 примера);

      4. Вывод по проблеме.

Методический комментарий.

Проблема - это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

  • Позиция автора такова: …
  • Автор считает, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
  • Автор убеждает нас в том, что…;
  • В тексте доказывается мысль о том, что…
  • Основная мысль текста заключается в том, что…

Приступая к работе над сочинением, еще раз прочитайте текст. При этом

постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы), охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем;

прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания;

выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения;

постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходство и расхождение;

обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного текста.

Оценочные слова и речевые клише:

     К сожалению, нельзя не удивиться; нельзя остаться равнодушным; автор решает вопрос оригинально, интересно; не можем не согласиться; убежден; уверен; считаю, что…; автор убедительно доказывает, что…; нет сомнений в том, что…; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; обобщая сказанное; из этого следует, что…;в заключении можно сказать, что…; поднятая нравственная проблема актуальна; позиция автора достойна уважения

Примерная работа выпускника:

     Одной из главных проблем текста В.П. Аксенова является взаимоотношение сверстников друг с другом. Эта проблема актуальна и по сей день. В школах, во дворе всегда были и будут люди, которые постоянно унижают других, стараясь возвыситься не только в глазах окружающих, но и в своих собственных. А как же бороться с ними? В.П. Аксёнов рассказывает нам историю о молодом человеке, у которого даже нет имени. Его так и называют «Он». Считая себя авторитетом, «Он всё отбирал - всё. что представляло для Него интерес». Но нашёлся мальчик, которому надоело терпеть все издевательства с Его стороны. Главарь Он и его вассалы, Казак и Лека (даже у них нет настоящих имён), каждый день отбирали у бедного парня завтрак, пока он не решил постоять за себя. За это его и побили. Но герой-рассказчик не растерялся и не остановился на этом: «Будь что будет. Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день».Автор не случайно подчеркивает, что с такими людьми нужно бороться.

     Повествование ведётся от первого лица, что позволяет нам лучше осознать ситуацию происходящего. Позиция автора выражается в желании повествующего бороться с произволом. Трудно не согласиться с Аксёновым, ведь если каждый из нас будет потакать таким «авторитетам», как Он, Казак и Лёка, то в ближайшее время мир поделится на правителей и рабов. А для того, чтобы это не случилось, мы не должны допускать того, чтобы хоть кто-нибудь ущемлял наши права. Вы заметили, что у авторитетов нет имён? Только прозвища. Это говорит о том, что эти люди «потеряли» себя, и, значит, они — никто.

     Такую проблему затрагивали многие писатели. Так, например, В. Распутин в своем произведении «Уроки французского» показывает сложные отношения мальчишек – подростков. Играя  в свободное от уроков время, они могли и подраться, так как всегда находились «авторитеты», которые могли обидеть слабого.

     С такой проблемой сталкиваемся и в повседневной жизни. В моём классе учился парень, который многих держал «в кулаке». Без его ведома никто ничего не мог сделать, так продолжалось несколько лет. А потом, когда другие ребята осознали, что им это всё надоело, они просто отвернулись от него. Так он и остался один, без друзей. Хотя, какие там друзья... Для него все были «рабами». Сейчас он осознал это и ведёт себя с окружающими хорошо.

     Подводя итог, я могу сделать вывод: главное — это показать обидчику, что он не «центр Вселенной», что с мнением и желаниями других надо мириться.

 

 
Методические рекомендации (2) для подготовки  выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году (Щербак Е.В.)

<<скачать>>

Методические рекомендации (1) для подготовки  выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году (Щербак Е.В.)

<<скачать>>

Методические рекомендации по проверке итогового сочинения в 2015/16 учебном году

<<скачать>>

Презентация на тему "Орфоэпия. Совокупность правил устной речи" <<скачать>> 

 

 

 

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

 

Дата последнего обновления страницы Пн 07.10.19
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»