Школьный психолог

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

с.Малые Ягуры

 

Школьный психолог

 

 

ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» на 2019–2020 уч.год

<<скачать>>

План работы ПМПк на 2019-2020 учебный го

<<скачать>>

План работы с детьми ОВЗ

<<скачать>>

ПЛАН работы с опекаемыми детьми на 2018-2019 учебный год

<<скачать>>

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗна 2018-2019 уч. год

<<скачать>>

ПРОГРАММА психолого -педагогического сопровождения детей - инвалидов и дтей с ОВЗ

<<скачать>>

Рабочая программа индивид. сопровождения ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития (вариант 7.1)

<<скачать>>

Рабочая программа индивидуального сопровожденич ребёнка с ОВЗ с ЗПР (вариант 7.1)

<<скачать>>

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ с умственной отсталостью (8 вид)

<<скачать>>

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА элективного курса «Психология» для 10-11 классов

<<скачать>>

Памятка родителям по профилактике суицида

<<скачать>>

Отчет о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год

<<скачать>>

Отчёт педагога-психолога о проделанной работе за первое полугодие 2018-2019 учебного года.

<<скачать>>

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ № 4 о проделанной работе за 1 чт. 2018-2019 уч.год

<<скачать>>

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ № 4 о проделанной работе за 3 чт. 2018-2019 уч. год

<<скачать>>

Выступление на педагогическом совете

<<скачать>>

Как научить ребёнка писать без ошибок

<<скачать>>

"Мы пятиклассники"

<<скачать>>

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в лагере «Радуга»

<<скачать>>

Памятка: суицидальное поведение детей и подростков

<<скачать>>

Конфликты между детьми

<<скачать>>

Проблема выбора профессии в старших класса

<<скачать>>

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов

<<скачать>>

Родителям первоклассников

<<скачать>>

Памятка для родителей

<<скачать>> 

Рекомендации классному руководителю

<<скачать>> 

Памятка для родителей десятиклассников

<<скачать>>

Советы учителю

<<скачать>> 

Эмоции и чувства-зеркало человеческой души

<<скачать>> 

Рекомендации родителям тревожного ребенка

<<скачать>> 

Психологический клуб

<<скачать>> 

Занятия по профориентации

<<скачать>> 

В Туркменском муниципальном районе работает

несколько телефонов доверия по экстренной психологической

помощи детям и взрослым.

(размещены на сайте администрации ТМР)

<<скачать>>

 

<<перейти на сайт>>

 

Телефоны доверия для детей и подростков Ставропольского края, попавших в сложную жизненную ситуацию

29-62-63 — Телефон доверия главы города Ставрополя;
26-49-10 — Телефон доверия ГУВД по СК;
30-44-96 — Телефон доверия ОВД по Ленинскому району;
26-99-90 — Телефон доверия ОВД по Октябрьскому району;
30-51-20 — Телефон доверия ОВД по Промышленному району.


В городе Ставрополе также работают:

Детский телефон доверия
Ежедневно 08:30–20:00 Открыто 8-800-200-01-22

Телефон доверия, Администрация г. Ставрополя
Круглосуточно (8652) 29-62-63

Телефон доверия Губернатора Ставропольского края
Круглосуточно (8652) 74-81-88—автоинформатор

Телефон доверия, УФСИН России по Ставропольскому краю
Круглосуточно
(8652) 238-558

Телефон доверия, ГУ МВД России по Ставропольскому краю
Круглосуточно 8-800-100-26-26—круглосуточная горячая линия (8652) 26-49-10

 

 

Что нужно знать о социально-психологическом тестировании?

По некоторым данным, различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% детей в возрасте от 11 до 17 лет. Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, во дворе и на дискотеке, в сети Интернет. До 60% школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ.

Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

Социально-психологическое тестирование разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

· Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

· Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее - СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результаты СПТ позволяют определить долю лиц, имеющих опыт наркопотребления в учебных коллективах, выделить классы и группы, в которых обучающиеся дали положительные ответы и которые условно можно определить, как «группы риска». Важно понимать, что СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать подростков и молодежь от первых «экспериментов» с наркотиками, своевременно принять, необходимы профилактические меры.

СПТ проходит каждый год. В нём принимают участие обучающиеся в возрасте от 13 лет при наличии письменных информированных согласий одного из родителей /законных представителей, обучающиеся в возрасте от 15 лет и старше такое согласие, дают самостоятельно. Достаточно согласия одного из родителей ученика.

Тестирование является анонимным, ученики не подписывают анкеты, анкеты обезличены. Заполненные тесты при сдаче перевернуты тыльной стороной кверху в целях недопущения утечки информации и нарушения конфиденциальности. Обработка результатов СПТ проходит без персональных данных.

Нельзя забывать, что результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер, в обобщенном виде они используются для анализа эффективности профилактики и реализации антинаркотических мероприятий на различном уровне. Результаты важны и для разработки

дополнительных адресных мер и оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде.

В России проходит Тестирование обучающихся образовательных учреждений на выявление фактов употребления психоактивных веществ (далее – тестирование). Тестирование является составной частью государственной антинаркотической политики и системы профилактики наркомании.

 

КОНСУЛЬТАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Самые часто задаваемые вопросы:

-С какого возраста возможно тестирование?

С 13 до 17 лет.

-Какой метод используется при тестировании?

Процедура проводится специальными тест-полосками. Тестирование методом иммунохроматографической диагностики (экспресс-тест) – это современный, надежный и эффективный инструмент для ответа на вопрос: употреблял ли человек наркотические вещества (особенно для выявления факта употребления клубных наркотиков и сформировавшейся физической зависимости) на протяжении последних 5 суток.

-Зачем мне и моему ребенку это надо?

По последним данным, возраст детей пробовавших ПАВ снизился до 11 лет. А 80% регулярно употребляющих- это дети из внешне благополучных семей.

Вы уже давно не водите своего ребенка за руку. Не бываете в компании его друзей. И да, с 13 лет у детей уже появляются секреты от родителей. Насколько они безобидны вы не знаете. У каждого есть в запасе история про знакомых или соседей, « которые приличные люди, а вот их ребёнок…». Не путайте доверие к ребёнку с родительской доверчивостью и попустительством. Сегодня вашему ребенку могут предложить ПАВ в любом месте, во дворе и на дискотеке. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

Не всегда употребление связано с разгульным образом жизни ребёнка, попробовать может и излишне доверчивый, инфантильный, ведомый ребенок.

Возможно, знание, что меня регулярно проверяют, остановит от желания попробовать.

Вопросы безопасности не должны обсуждаться. Ни у кого не вызывают вопросы проверки в аэропортах. Насколько они эффективны - другой вопрос, но всем так спокойнее. И отправляя ребенка в школу, тоже хотелось бы быть уверенным в его безопасном окружении. Массовые отказы от тестирования на ПАВ дают возможность затеряться тем, кому есть чего бояться. И ложное родительское желание защитить своего ребенка от «унизительной процедуры» приводит к тому, что его окружение будет не безопасным для него самого.

-Зачем мне посредники, если я сам куплю тест в аптеке проверю своего ребенка?

1.Допустим ,Вашему ребенку уже 14. Когда вы были в аптеке для покупки теста последний раз? Опыт показывает, что никогда. А если были, то скорее всего получили какие-то тревожные сигналы, которые игнорировать уже невозможно.

2.Когда данная процедура проходит массово, у детей она вопросов не вызывает. «Мне нечего скрывать, все идут и я иду»- чаще всего говорят они.

-Как проходит?

Дети, чьё согласие (если они достигли 15 лет или согласие родителей для 13,14 летних) получено в письменном виде заранее, приглашаются для сдачи анализа ( мочи). Процедура проводится в кабинете рядом с туалетными комнатами. Юноши и девушки приглашаются в разное время, малыми группами. О результатах тестирования( положительных) сообщают только родителям

Выступление на общешкольном родительском собрании.

 

Тема: «Роль родителей в профилактике суицидального поведения подростков».

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

Задачи:

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида. Предоставить возможностьзадуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

Уважаемые родители, хотелось бы заострить ваше внимание на очень серьезную проблему - подростковое самоубийство, или суицид. Проблему, о которой многие боятся даже задумываться, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение вполне нормально, потому что человек не хочет умирать, в нём изначально заложен инстинкт самосохранения - выжить и избежать ситуаций, ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок - вот это уже настораживает.

Самоубийство подростков в возрасте 13-17 лет занимает III место среди смертельных случаев- это и падения с мостов и зданий, самоотравления, дорожные происшествия, нанесение себе увечий и другие. Подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Самой важной мотивационной причиной возросшего числа самоубийств среди подростков – отсутствие целей в жизни.

Что же ещё подталкивает подростков на совершение суицида?

· Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

· Утрата любви родителей и ревность.

· Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителя из семьи.

· Чувство вины, стыда.

· Боязнь позора, насмешек или унижения.

· Страх наказания, нежелание извиниться.

· Любовные неудачи

· Чувство мести, злобы, протеста.

· Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от решения проблем.

Эти все мотивы, влекущие суицидальное поведение подростка, как правило, появляются в результате :

- проблем во взаимоотношениях с родителями, которые зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания,

- проблем в школе, которые чаще связаны со статусом подростка в классе (лидер, изгой), личностными отношениями к успеваемости, фактором жизненных перспектив;

-проблем во взаимоотношениях со сверстниками

Родителям важно замечать и понимать те изменения у ребёнка, свидетельствующие о риске совершения суицида:

1.Изменение эмоций - постоянно пониженное настроение. Для ребенка характерна тоскливость. Он считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, ощущает вину перед окружающими.

2.Изменение поведения - самоизоляция от семьи и близких. Наблюдается снижение повседневной активности, потеря интереса к ранее существовавшим привычкам, наплевательское отношение к внешнему виду. Появляется стремление к тому, чтобы все оставили его в покое, нарушение сна, аппетита. Подросток слушает грустную музыку, предпочитает темы разговора и чтения, связанные со смертью и самоубийствами.

3.Характерны высказывания: «лучше уже не будет», «хочу умереть», «скоро все закончится», «хорошо бы заснуть и не проснуться».

Когда мы где-то прочитаем или услышим о совершённом суициде, мы, обсуждая этот факт, часто слышим фразу : "Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!!!". Так вот – основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Он сделал и решился на это по сути, потому что его не понимали. Не было ни одного человека, способного понять его переживания, его состояние ни среди подростков, ни среди взрослых и помочь найти другой выход.

Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И ни в каком другом месте, а только в семье – доброй семейной атмосфере, можно ребёнку

вселить надежду на лучшее. В первую очередь родители могут воспитывать уверенность в своих силах и своевременно поддержать ребёнка психологически.

У ребенка должна быть та "жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Он должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять.Поэтому, если ребёнок доверил вам свою проблему, не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда он немного упокоится и сможет более спокойно мыслить.

Нельзя смеяться над его проблемой, даже если она вам кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Саш, Маш и т.д.". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение - "ничего".Поэтому радуйтесь, что ребенок со своей проблемой пришел именно к вам, а не к «чужому дяде». Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете все его трудности. Важно, чтобы вы принимали ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

Родитель должен показать ему, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех усиливает уверенность в своих силах .

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

-. Опираться на сильные стороны ребенка.

- Избегать подчеркивания промахов ребенка.

- Показывать, что вы удовлетворены ребенком.. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

-Проводить больше времени с ребенком.

- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

- Уметь взаимодействовать с ребенком.

- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

-. Принимать индивидуальность ребенка.

-. Проявлять веру в ребенка.

-. Демонстрировать оптимизм.

Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

Суицид – это поступок! Это крик души, если хотите! Который вовремя не был услышан окружающими, родителями в первую очередь.

Какой вопрос вы, уважаемые родители, обычно задаёте своему ребёнку, пришедшему из школы. (примеры от родителей)

Что мы знаем о наших детях, кроме того, что они у нас самые лучшие, тихие и честные? Сидят тихо у компьютера, играют. По подворотням не шатаются, спиртное и наркоту не употребляют. А что там у них в душе? С кем они дружат и дружат ли вообще? И где эти друзья? Чем дышат? О чем мечтают? Что слушают, смотрят, читают и читают ли вообще?

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

• Рождение вашего ребёнка было желанным?

• Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

• Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

• Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

• Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

• Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

• Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

• Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

• Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

• Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

• Вы знаете, какой его любимый или не любимый предмет в школе?

• Вы первым идёте на примирение, разговор?

• Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.

А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут дети - всё в наших руках.

Педагог - психолог Куницына Н.Л.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в

тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 

Выступление на родительском собрании

 

Особенности воспитания в младшем школьном возрасте.

Психологическая поддержка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.

Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», — отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.

Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.

Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон получил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...)

Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться.

Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности

ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.

 

Выступление на педагогическом совете.

 

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки уверенного поведения;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

• навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

За прошедший период была проведена диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках ФГОС учащихся 1 и 5 классов. В рамках этой работы были проведены следующие мероприятия:

- проведение коррекционно-развивающих занятий по программе "Первый раз в пятый класс"; Предлагаемая программа направлена на формирование выше перечисленных навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.

Была проведена диагностика определение уровня развития словесно-логического мышления; рисуночные тесты на выявление эмоционального

состояния детей в период адаптации, опросник школьной тревожности Филлипса, который включает в себя определение:1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Результаты диагностики тревожности учащихся 5 класса в период адаптации следующие:

В опросе участвовало 13 человек из них

2 человека – высокий уровень тревожности;

2 человека – повышенный уровень тревожности;

9 человек – низкий уровень тревожности.

Рисуночные тесты показали, что пятиклассники с небольшими затруднениями вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.

В результате можно сделать следующие выводы: В школу дети идут с радостью, с удовольствием. Еще идет привыкание к новым учителям. У большинства детей в школе преобладает хорошее настроение, но есть дети, у которых преобладает пониженный эмоциональный тонус. Учащиеся считают, что учителя хорошие. У каждого учащегося есть свой любимый предмет. К учителям еще привыкание.

Вывод: в среднем привыкание к обучению в среднем звене протекает удовлетворительно.

Педагог-психолог Куницына Наталья Леонидовна

 

Тревога перед экзаменом

     Тревога перед экзаменом – вполне нормальное явление. Хуже, если тревоги нет совсем. Другое дело – какая это тревога – парализующая или мобилизующая. Тревогу можно поставить себе на службу. Часто бывает так, что человек благодаря своей тревоге в решающий момент мобилизуется, собирает все силы, и выполняет успешно задания. Это мобилизующая тревога. Она наша помощница в трудную минуту. Другая ситуация – когда тревога «размазывает» человека, не позволяет ему сконцентрироваться, и даже, наоборот, он забывает и то, что знал до этого. Тогда встает резонный вопрос: можно ли тревожиться продуктивно, если в минуту стресса все равно без тревоги не обойтись?

     Этой волнующей теме 17 марта 2017 года  было посвящено родительское собрание  в 11 классе, которое прошло в виде тренинга на снятие тревожности.

     Родители были ознакомлены с результатами теста «Определение уровня тревожности при проверке знаний», также им были даны рекомендации на тему «Как помочь детям подготовиться к экзаменам».

     Не секрет, что и сами родители являются причиной беспокойства ребенка перед экзаменом, поэтому родителям было предложено пройти анкетирование на тему  «Отношение родителей к ЕГЭ».  После ознакомления с результатами, родители с большим удовольствием участвовали в  играх на снятие тревожности: «Пожелание перед ЕГЭ», «Дети - это цветы жизни!».  Итогом тренинга стало создание плаката, на котором родители написали те качества, от которых зависит сдача ЕГЭ.

 

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 4                Куницына Н.Л.

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил

– Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

– Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

– Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

– Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

– Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

– Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

– Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

– Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

– Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

– Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

– Признавайте права ребенка на ошибки.

– Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

– Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

– И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 

  

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Дата последнего обновления страницы Вс 13.10.19
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»