Памятка одиннадцатикласснику
«Как написать сочинение-рассуждение?»
Этапы работы по подготовке к написанию сочинения:
1) ознакомление с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы её оформления;
г) аргументация собственной позиции;
3) работа над композицией сочинения;
4) написание и проверка сочинений по критериям оценивания.
План сочинения-рассуждения:
-
Проблема текста, её комментарий с опорой на текст;
-
Сюжет текста и позиция автора;
-
Аргументация собственной позиции (2 примера);
-
Вывод по проблеме.
Методический комментарий.
Проблема - это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.
Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:
- Позиция автора такова: …
- Автор считает, что…
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
- Автор убеждает нас в том, что…;
- В тексте доказывается мысль о том, что…
- Основная мысль текста заключается в том, что…
Приступая к работе над сочинением, еще раз прочитайте текст. При этом
постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы), охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем;
прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания;
выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения;
постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходство и расхождение;
обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного текста.
Оценочные слова и речевые клише:
К сожалению, нельзя не удивиться; нельзя остаться равнодушным; автор решает вопрос оригинально, интересно; не можем не согласиться; убежден; уверен; считаю, что…; автор убедительно доказывает, что…; нет сомнений в том, что…; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; обобщая сказанное; из этого следует, что…;в заключении можно сказать, что…; поднятая нравственная проблема актуальна; позиция автора достойна уважения
Примерная работа выпускника:
Одной из главных проблем текста В.П. Аксенова является взаимоотношение сверстников друг с другом. Эта проблема актуальна и по сей день. В школах, во дворе всегда были и будут люди, которые постоянно унижают других, стараясь возвыситься не только в глазах окружающих, но и в своих собственных. А как же бороться с ними? В.П. Аксёнов рассказывает нам историю о молодом человеке, у которого даже нет имени. Его так и называют «Он». Считая себя авторитетом, «Он всё отбирал - всё. что представляло для Него интерес». Но нашёлся мальчик, которому надоело терпеть все издевательства с Его стороны. Главарь Он и его вассалы, Казак и Лека (даже у них нет настоящих имён), каждый день отбирали у бедного парня завтрак, пока он не решил постоять за себя. За это его и побили. Но герой-рассказчик не растерялся и не остановился на этом: «Будь что будет. Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день».Автор не случайно подчеркивает, что с такими людьми нужно бороться.
Повествование ведётся от первого лица, что позволяет нам лучше осознать ситуацию происходящего. Позиция автора выражается в желании повествующего бороться с произволом. Трудно не согласиться с Аксёновым, ведь если каждый из нас будет потакать таким «авторитетам», как Он, Казак и Лёка, то в ближайшее время мир поделится на правителей и рабов. А для того, чтобы это не случилось, мы не должны допускать того, чтобы хоть кто-нибудь ущемлял наши права. Вы заметили, что у авторитетов нет имён? Только прозвища. Это говорит о том, что эти люди «потеряли» себя, и, значит, они — никто.
Такую проблему затрагивали многие писатели. Так, например, В. Распутин в своем произведении «Уроки французского» показывает сложные отношения мальчишек – подростков. Играя в свободное от уроков время, они могли и подраться, так как всегда находились «авторитеты», которые могли обидеть слабого.
С такой проблемой сталкиваемся и в повседневной жизни. В моём классе учился парень, который многих держал «в кулаке». Без его ведома никто ничего не мог сделать, так продолжалось несколько лет. А потом, когда другие ребята осознали, что им это всё надоело, они просто отвернулись от него. Так он и остался один, без друзей. Хотя, какие там друзья... Для него все были «рабами». Сейчас он осознал это и ведёт себя с окружающими хорошо.
Подводя итог, я могу сделать вывод: главное — это показать обидчику, что он не «центр Вселенной», что с мнением и желаниями других надо мириться.